Елена Пряжникова
Доктор психологических наук, заведующая лабораторией "Психологические основы профессионального консультирования" МГППУ
— Как-то мы попросили школьников 9–11-го классов написать эссе на тему «Моя карьера». И получили пугающе однообразный результат: «У меня будет дорогая машина, я буду работать в офисе, дорогой костюм, обед в ресторане». И лишь в одном-единственном эссе мы обнаружили: «Я хочу работать так, чтобы родители были счастливы». Это какой-то киношный образ профессий в сочетании с диким инфантилизмом
Татьяна Черниговская
Нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии
- Человечество переживает цивилизационный слом, и этот процесс необратим. Люди оказались в типе цивилизации, которого еще не было, и больше всего в нем пугает скорость изменений. Если ранее на цивилизационную эволюцию требовались сотни лет, то теперь все происходит буквально за считанные дни. Это имеет глобальное значение, и нужно понимать, что так будет жить весь мир. Тот, кто не примет цифровую реальность, останется на задворках развития. В связи с этим парадигма, когда учитель говорит банальные вещи, а ученик слушает, уже не работает. Как бы жестко ни звучало, но учитель, занимающийся формальной, технической передачей данных, больше не нужен. Дети быстрее учителя найдут в сети очевидную информацию. Модель обучения для «цифровых детей» должна быть иной, нежели та, что существует сейчас.
Ключевые позиции в обучении, на которые должна обратить внимание школа, это: формирование у детей способности к постоянным переменам, формирование навыков проверки полученной информации, навыков непрерывного обучения, формирование способности противостоять стрессу, а также формирование умения сохранить в человеке человечность. Задача не просто трудная, а архисложная, поскольку новых учеников часто обучают учителя, для которых пресловутый цивилизационный слом пока остается только фантастическим предположением. Кроме того, задавленные отчетами, ограниченные рамками программы, а также увеличивающимся числом учеников в классе, учителя в большинстве своем являются людьми несвободными и оттого подчас закоснелыми.
Людмила Петрановская
российский психолог, педагог и публицист
- По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.